Дёртовые трюки
Словарь для начинающего дёртера с развёрнутым описанием трюков и личными комментариями к ним.
Термины, употребляемые при описании:
с вылета - только оторвавшись от земли
точка зависания - точка наивысшего взлёта
корпус - плечи, грудь
шоколадная лапка - нога, при обычной езде находящаяся впереди
Часть первая
Этим трюкам можно достаточно быстро научиться и с них стоит начинать.
Залом - по сути не фишка, а способ
лучше приземлиться. Заломать или заложить- значит повернуть в воздухе и
приземлиться под углом. Обычно используется в тух случаях, когда вылет
и приземление не параллельны, но с ним полёт смотрится эффектней. Можно
делать как при помощи руля - поворачиваете руль, за ним по инерции идёт
корпус, так и наоборот - бросаете в сторону корпус, при необходимости
поворачивая руль, чтобы мягче приземлиться.
one-hander - не побоюсь этого
слова, САМАЯ простая дёртовая фишка. Нет ничего проще, чем в точке
зависания убрать руку с руля, а, уже летя на приземление, поставить её
обратно. Сначала просто расслабьте ладонь в полёте, потом попробуйте
разжать её, не отрывая от грипсы. Когда это будет легко получаться,
смело отрывайте руку от руля. Лучше отпускать левую руку (чтобы задний
тормоз всегда был под контролем), но некоторым проще отпускать правую,
и в этом ничего страшного нет. Потом можно не просто отпускать руку, а
что-нибудь делать ей. Например, показывать на кого-то пальцем или
отдавать честь, или сбрасывать с себя кепку, в общем всё, на что хватит
фантазии. Можно ещё при выполнении one-hander зажимать между ног седло,
что впоследствии поможет изучить suicide (см. ниже).
bar-turn - поворот руля на 90
градусов или менее. Вообще не трюк, а промежуточный этап бучения x-up
или в слаломе, фрирайде или DH способ сделать полёт немного красивее,
но
только немного. Популярен у обладателей двухкоронок.
wheel-kiss - достаточно простая
фишка. При выполнении wheel-kiss нужно в полёте согнув руки прижать
руль к животу (в идеале велосипед при этом должен принять вертикальное
положение), а корпус нагнуть так, чтобы голова была максимально близко
к колесу (в идеале коснуться каской переднего колеса).
one-footer - одна из самых простых
фишек. С вылета зажмите задний тормоз и в точке зависания, оставив
шоколадную лапку на педали, поднимите, а затем опустите другую. После
того, как это будет легко получаться, убирайте ногу не вверх, а вбок
или назад. Самое хорошее при изучении этой фишки то, что если вы не
успели поставить ногу на место, то от приземления с одной ногой ничего
не случиться, максимум шатун погнётся и то врядли.
Table top - одна из фишек, которым
нужно учиться в первую очередь. Вылетая, подайте байк вперёд, как можно
шире расставьте ноги, и наклоняйте байк, не забывая поворачивать руль
(если байк наклоняете влево, то руль поворачиваем вправо, если байк
вправо, то руль влево). В идеале байк должен лечь горизонтально, а руль
повернуться на 90 градусов.
Trance-table-top - От table top
отличается тем, что при выполнении trance руль не поворачивается. Очень
просто сделать маленький trance, но действительно круто он смотрится
при наклоне больше 45 . Добиться такого можно только путём длительных
тренировок. Единственное, что можно посоветовать - сгибать колени и
расставлять их как можно шире.
Kick out - средний, по сложности трюк, красивый,
мне очень нравится.
С вылета, нужно повернуть корпус и руль вправо
и заднее колесо ногами
тоже бросить вправо (у меня шоколадная лапка-
правая, так что пишу для
правоногих, у кого левая впереди, всё в
точности до наоборот: корпус и
руль влево и заднее колесо ногами влево),
таким образом, байк летит,
как при заломе только с большим поворотом
руля, но нужно вернуть тело
в нормальное положение, что и байк тоже вернёт
в нормальное положение,
и вы приземлитесь прямо. В идеале байк
поворачивается на 90 градусом,
а руль на недокрученные 180, но при повороте
байка на 45 и руля на
недокрученные 90 уже смотрится очень эффектно,
ещё красивее будет,
если повернуть голову и посмотреть назад.
no-footer - этому должен научиться каждый, это одна
из фишек, которые
стоит изучать вначале, но намного более
серьезная, чем какой-нибудь
one-hander. Для начала неплохо будет надеть щитки,
потому что
приземления голенью на педали очень вероятны.
Изучая no-footer нужно в
точке зависания пытаться поднять ноги с
педалей, с каждым разом всё
выше, а потом ещё и расставляя их в стороны.
Поначалу ступни будут как
бы сами вцепляться в педали, но со временем
это пройдёт. Чтобы сделать
качественный no-footer ноги следует отпускать
прямо с вылета и
расставлять их в стороны на сколько позволяет
растяжка.
x-up - поворот руля на 180
градусов. Достаточно
странная фишка, кому-то даётся легко, кому-то наоборот. Делается он
примерно так: байк нужно подать вперёд, чтобы не зацепить рулём ногу и
вывернуть руль на 180 градусов. Учиться придется долго, с каждым
прыжком поворачивая руль на доли градуса дальше.
Часть вторая
Это сложные трюки. В принципе тому, кто реально может сделать такие
фишки, наврядли нужен этот словарь, но для
общего развития имхо почитать будет интересно.
can-can - разновидность one-footer, только нога
откидывается не вбок
или назад, а перебрасывается через раму к
шоколадной лапке, а затем
обратно.
no hander - Очень редко делается на байке, но на bmx
достаточно
распространен. На вылете сделайте что-то
вроде wheel kiss, но не
тянитесь головой к колесу, а отпустите руки. В
идеале, нужно хлопнуть
в ладоши за спиной.
suicide-no-hander - чтобы научиться этой фишке нужно
сначала повылетать
и позажимать между ног седло в полёте. Когда
почувствуете, что байк
летит ровно, и без воздействия рук на него,
пытайтесь сначала
поочерёдно отпускать руки по одной, затем не
совсем отпускайте руль, а
просто разожмите ладони. Когда всё это будет
легко получаться,
отпускайте обе руки. Вы в полной мере владеете
no-hander, если можете
хлопнуть в ладоши у себя за спиной.
seat grab - по названию несложно догадаться, что
это за фишка.
Удержание седла. Байк подаём вперёд,
отпускаем одну руку и берёмся ей
за седло, потом обратно. Всё предельно просто,
но такую фишку
невозможно выучить сразу. Когда наберётся
достаточно опыта, ее будет
несложно сделать.
Tobbogan - тоже, что и seat grab, но при выполнении
тоббогана, руль
поворачивается на 90 градусов, что значительно
усложняет трюк.
no-footer-one-hander - логичнее было бы не выделять это,
как отдельную
фишку, ведь это комбо из двух элементов. Комбо
всегда тяжело делать и
no-footer-one-hander не исключение. Делаем no-footer, затем
отпускаем
одну руку и возвращаем всё на места. В идеале
нужно добиться того,
чтобы рука отрывалась от руля в тоже время,
что и ноги от педалей, и
возвращалось всё тоже одновременно. Очень
красивая фишка, особенно
хорошо смотрится на фотоснимке.
bar-spin -будучи одним из основополагающих и самых
простых трюков в bmx
street, бар-спин является очень сложной дёртовой
фишкой. Для его
выполнения, прежде всего нужен хороший вылет
и достаточно долгий
полёт. На словах всё предельно просто:
вылетая, зажимаем седло ногами,
прокручиваем руль и ловим его. Делается
обычно на bmx, но при желании,
можно замутить бар спин и на байке с узким
рулём и ротором или
рубашками достаточной длинны.
Superman - для выполнения супермен нужен долгий
полёт. Фишка очень
сложная и очень красивая, мало в каком журнале
нет фотки какого-нибудь
про-райдера, делающего супермен. В воздухе
отпускаем ноги и, держась
за руль, выпрямляемся и летим параллельно
байку.
nothing - в простонародии «ноу всё». Высший
пилотаж. Красиво, сложно,
опасно. Руль потянуть на себя, как при no-hander,
при этом байк
полетит почти вертикально. Отпускаем сначала
ноги, потом, слегка
поддёрнув на себя руль, отпускаем руки. В
идеале одновременно. Главное
чтобы байк полетел при этом ровно, и вы успели
схватить его.
P.S. Главное в дёрте- это не бояться полёта.
Пусть некоторые скажут:
«В преодолевании страха и заключается вся
суть экстрима, в том, что ты
боишься, но всё равно прыгаешь!» «Нет!- отвечу
я,- в преодолевании
страха, но не в прыжках с мокрым очком. Во
всяком случае, не в дёрте».
Чтобы выучить новую фишку твои мозги должны
быть полностью
сфокусированы на движениях, которые
необходимо выполнить, а если
голову заполняет страх, то какие там
супермены, какие тейл-випы?!
Поскорее приземлиться бы, да желательно
поехать дальше и не переломать
кости.
P.P.S. Продолжая тему экстрима и страха скажу: да,
суть экстрима в
преодолевании страха. Но заключается она не в
том, что перед стартом
на соревнованиях или на разгонке перед дёртом
у райдера должны
трястись коленки. Ведь экстрим-спорт - это
прежде всего спорт, а в
спорте засранец не добьется ничего! Настоящий
же райдер, по моему
мнению,- тот, кто в здравом уме и без страха
идёт на такие вещи, от
которых у обычного человека замирает сердце.
P.P.P.S. НИКОГДА не катайтесь БЕЗ КАСКИ! «Сколько
падал, ни разу каска
не понадобилась»- полная хрень и бред. Когда
понадобится- будет
слишком поздно. Хотя… зря это всё, всё равно
эти слова ни до кого не
дойдут. Меня, лично, вразумило то, что я как-то
вошёл чисто головой в
землю метров с трёх полёта на хорошей
скорости, причём при прохождении
трамплина, который до этого прыгал много раз и
не составляющего для
меня никакой сложности (каску надевать не
собирался, но потом всё таки
решил). Меня до сих пор преследуют мысли о том,
что бы со мной
случилось, если бы не котелок.
P.P.P.P.S. Ride MTB!
Источник: http://www.x-bikers.ru/ |